Акробатический рок-н-ролл

Рок-н-ролл (англ. – раскачиваться и вертеться) – парный бытовой импровизированный танец американского происхождения, получивший широкую известность в середине 50-х г. ХХ в., отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше. Возможно, вышеприведенное определение применимо к танцу тех лет, но совершенно не подходит к акробатическому рок-н-роллу конца 90-х. Головокружительная акробатика в сочетании с бешеным темпом и сложнейшим танцем – вот что такое современный рок-н-ролл.

Днем рождения танцевального рок-н-ролла считается 12 апреля 1954 года – день, когда на экраны США вышел фильм с участием Билла Хейли и его знаменитой мелодией «Рок вокруг часов» («Rock around the cloсk»). Под звуки этой песенки на экране зрители увидели танцующий дуэт, это было первое парное исполнение рок-н-ролла, и новый вариант танца, вслед за кино-героями, начала танцевать сначала вся Америка, а за тем и Европа. С 60-х годов стали проводиться самостоятельные конкурсы исполнителей танцевального рок-н-ролла. Прошло несколько лет и в начале 70-х годов произошло событие в корне изменившее всю дальнейшую историю его развития. Швейцарец Рене Сагарра объединил специфические рок-н-ролльные танцевальные движения в единый законченный рисунок и тем самым «изобрел» современный спортивный рок-н-ролл. Этот новый вариант был взят на вооружение немецкой ассоциацией учителей танцев, и с тех пор рок-н-ролл стал уже не просто дискотечным танцем, а красивым и сложным видом спорта.

 В каждой стране, в которой развивается акробатический рок-н-ролл, есть свои национальные федерации по этому виду спорта, а следовательно, и свои правила соревнований. Зачастую правила различаются по требованиям, предъявляемых к сложности акробатических элементов в программах, либо по продолжительности выступления пар или команд, либо по другим «техническим» моментам. Но в каждой стране, взрослые пары разделяются на классы (или категории), в зависимости от сложности исполняемых акробатических элементов, а детские – на возрастные группы. При этом в каждой категории участников предъявляются свои требования к исполняемым программам. Основной принцип деления: «От простого к сложному». В соревнованиях различных классов исполнение акробатических фигур, или как еще говорят - трюков, строго регламентировано. Акробатические элементы в рок-н-ролле рассматриваются как украшение танца, его эмоциональные пики, так как именно соревнования по ТАНЦУ – есть его основа как вида спорта, и именно качество танцевального представления определяет лучших. Однако с течением времени, акробатические трюки, исполняемые спортсменами, стали играть все большую роль в спортивном шоу и определении победителей. В рок-н-ролле трюки ценны не сами по себе, а во взаимосвязи с танцем. Такое положение коренным образом отличает акробатический рок-н-ролл от выступления смешанных пар в спортивной акробатике. Еще одним отличием является отсутствие в рок-н-ролле балансовых элементов, что так же связано с необходимостью сочетания между акробатикой и активным, динамичным танцем. Стойки и равновесия просто не соответствуют характеру рок-н-ролла. Кроме того, выступления танцоров проходят на жестком полу, а не на мягком гимнастическом ковре, что неизмеримо повышает ответственность спортсменов за качество исполнения трюков. 

Судейство в акробатическом рок-н-ролле можно назвать субъективным. Для определения лучших пар на соревнованиях по рок-н-роллу, в судействе используют принцип сравнения. Суть его достаточно проста. Судьи не просто оценивают выступления пар и ставят определенное количество баллов за программу, учитывая «плюсы» и «минусы». Судьи сравнивают пары друг с другом, постепенно из тура в тур выбирая сильнейших. При оценке программы, каждый судья заносит в специальную судейскую карточку баллы, которыми он оценил выступающую пару. Судья оценивает выступление пары по 5-ти критериям: «Акробатика», «Техника ног», «Танцевальные фигуры», «Композиция» и «Общее впечатление». К оценке каждого критерия предъявляются определенные требования. Развитие акробатического рок-н-ролла в России началось из Москвы, где в июне 1986 года открылась секция в ДСО "Локомотив" и был создан первый специализированный рок-н-ролл клуб, а в 1987году прошел первый официальный турнир. Российская школа акробатического рок-н-ролла - наиболее перспективная в мире не смотря на то, что является одной из самых молодых. Наши спортивные пары не просто наступают на пятки, а уже обошли многих признанных мастеров. Российские пары не раз завоевывали призовые места на чемпионатах Европы и Кубках мира. Практически во всех последних международных турнирах в тройке призеров присутствуют российские пары.

 На сегодняшний день рок-н-ролл наиболее развит в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ростове-на-Дону, Калининграде, Самаре, Новосибирске, Уфе, Иваново, Самаре, Томске, Якутске, Благовещенске, Туле, Брянске. В России регулярно проходят 5-6 крупных турниров, это Чемпионаты городов Москва и Санкт-Петербург, Кубок Дона (г. Ростов-на-Дону), Чемпионат и Кубки России, в каждом из которых принимает участие более 250 пар.